Собаки г.Луги

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Собаки г.Луги » Общий курс послушания. » Дрессировка. <


Дрессировка. <

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Дрессировка
Первый метод - механическая дрессировка. Для получения желаемого безусловного рефлекса дрессировщик применяет механический раздражитель (принуждение). Чтобы заставить собаку сесть, можно сопровождать команду "сидеть" сильным нажимом руки на круп. Проявляя защитный рефлекс, собака сядет. Повторение этого приема выработает у животного условный рефлекс на команду, и собака будет садиться по приказанию дрессировщика.

К механическим раздражителям, используемым при дрессировке собак, относятся: нажим рукой на различные части тела, насильственное придание телу нужного положения, рывок поводком, рывок при помощи строгого ошейника, удар хлыстом.

Второй метод - вкусопоощрительная дрессировка. В качестве безусловного раздражителя используется пища. Рефлекс посадки вызывают, поднимая над головой собаки кусочек мяса. Если подобное воздействие сочетается с командой "сидеть" и сопровождается дачей лакомства, то на основе пищевого безусловного рефлекса у собаки также образуется условный рефлекс. В дальнейшем она будет садиться по одному лишь приказанию дрессировщика.

Действия, которые в процессе дрессировки собака приучается выполнять по сигналам дрессировщика, более сложны, чем обычные условные рефлексы (например, условный рефлекс слюноотделения). Специальные исследования показали, что эти действия являются сложными двигательными реакциями собаки, состоящими из системы рефлексов. Такие сложные действия собаки принято называть навыком. Навык - это индивидуально приобретенное сочетание безусловных и условных рефлексов.

При выработке навыков наиболее целесообразным является контрастный метод дрессировки, заключающийся в объединении механического и вкусопоощрительных методов. При обработке навыка необходимо, кроме безусловного раздражителя (пищевого или механического), использовать другой раздражитель. Безусловный раздражитель имеет то же значение, что и при выработке условного рефлекса, то есть является подкрепляющим раздражителем. Воздействие второго раздражителя должно вызывать определенную двигательную реакцию. Таким образом, этот раздражитель будет побуждающим (наталкивающим) на выполнение желаемого действия. Эта реакция сочетается с условным сигналом дрессировщика (команда, жест и пр.).

В качестве побуждающего (наталкивающего) раздражителя при дрессировке собак можно использовать уже выдрессированную собаку. Чтобы развить злобность у молодых собак, можно проводить занятие в присутствии злобной взрослой собаки. Молодую собаку, которую нужно приучить к преодолению препятствий, рекомендуется привести на площадку, где занимаются с хорошо выдрессированной собакой. Ее прыжок через препятствие будет служить побуждающим (наталкивающим) раздражителем для вашей собаки. Такой метод дрессировки можно назвать подражательным.

Приемы дрессировки

  В каждом случае дрессировка по тому или иному методу осуществляется при помощи приемов.

Прием - это система воздействия на собаку в целях выработки определенного навыка. Каждый прием дрессировки подразделяется на следующие стадии.

Первая стадия - воспитание первоначального действия (основного условного рефлекса) на определенный условный раздражитель (звуковую команду, жест и т.п.).

В навыке подхода собаки к дрессировщику по команде "ко мне" первоначальное действие заключается в подходе собаки к дрессировщику без посадки у левой ноги.

При отработке навыков "стоять", "сидеть" и "лежать" вначале от собаки требуется выполнение команды без выдержки.

На этой стадии дрессировщик должен решить две задачи: побудить собаку выполнить нужное действие и выработать первоначальную условную связь на команду.

Первая стадия характеризуется двумя особенностями.

Во-первых, у собаки может возникнуть явление обобщения условных раздражителей. Собака "еще не умеет" четко различать команды и может проявлять ошибочные действия, например ложиться по команде "сидеть" и т. д. Дрессировщик должен "затормаживать" ошибочные действия собаки и закреплять дачей лакомства только правильно выполненные.

Во-вторых, на этой стадии стойкая связь на команду еще не установлена, дрессировщик еще не может преодолеть влияние отвлекающих раздражителей. Поэтому при воспитании первоначальных действий занятия следует проводить в обстановке с наименьшим количеством отвлекающих раздражителей.

Вторая стадия - усложнение первоначально выработанного действия условного рефлекса до навыка. При этом к первоначальному действию, воспитанному у собаки, добавляются действия, усложняющие первоначальный условный рефлекс. Например, при подходе собаки к дрессировщику по команде "ко мне" таким усложнением является закрепление ее определенного положения у левой ноги дрессировщика и установление условного рефлекса на жест, выдержка в различных положениях и т. д.

На второй стадии дрессировки не следует усложнять условий окружающей среды. Это обеспечивает быструю и легкую выработку желаемых навыков. Необходимо добиваться, чтобы собака четко различала применяемые команды, и своевременно "затормаживать" ее ошибочные действия. Для этого подобные действия не подкрепляют лакомством, а правильное выполнение - обязательно подкрепляют поощрением.

Третья стадия - закрепление отрабатываемого сложного действия (навыка) в различных условиях окружающей среды. Как только собака приучиться четко и безотказно выполнять все действия, обстановку, в которой проходят занятия, необходимо усложнять, как можно чаще менять место проведения занятий, чтобы новая обстановка обязательно была связана с наличием посторонних раздражителей (различные звуки, присутствие людей, животных и т. д.). Первое время в таких условиях у собаки будет сильно проявляться ориентировочный рефлекс, но постепенно он начнет угасать, и собака привыкнет к новым раздражителям. Чтобы управлять поведением собаки в усложненных условиях, дрессировщик должен постепенно использовать более сильные методы воздействия (увеличивать силу применяемых механических раздражителей). При этом необходимо отдавать команды с угрожающей интонацией, как условный сигнал на последующее болевое воздействие.

При отвлечении собаки и ее отказе выполнять определенное действие следует добиваться выполнения команды, учитывая соответствующий метод воздействия на собаку в данных условиях.

Приемы состоят из различных, но строго определенных воздействий.

Приемы дрессировки собак для выполнения сложных действий в связной, караульной, розыскной и других службах строятся на том, что животные постепенно усваивают сложные действия. Весь процесс работы с собакой заключается в осуществлении целого ряда приемов. Причем каждый последующий прием может быть использован только в том случае, когда с помощью предыдущих приемов у животного были выработаны навыки, на основе которых может быть получен новый результат (более сложный навык).

При дрессировке караульных собак, необходимо развивать у них злобность и недоверие к людям, приучать к работе на короткой глухой привязи и т. п.

Типы высшей нервной деятельности собак

Собаки по-разному поддаются дрессировке. Одни животные легко, быстро и прочно усваивают отрабатываемые навыки (условные рефлексы), другие поддаются дрессировке медленно, но выработанные навыки у них закрепляются прочно. Встречаются и такие собаки, которые плохо поддаются дрессировке и слабо проявляют служебные качества.

Различные типы высшей нервной деятельности зависят от того, как между собой сочетаются свойства нервной системы. И. П. Павлов установил четыре основных типа высшей нервной деятельности (ВНД): возбудимый неуравновешенный (холерик), уравновешенный подвижный (сангвиник), уравновешенный спокойный (флегматик), слабый (меланхолик).

Собаки возбудимого типа (холерики) обладают сильным процессом возбуждения и ослабленным торможением. В результате отсутствия равновесия между этими двумя процессами преобладающим является процесс возбуждения. Собаки этого типа характеризуются большой двигательной активностью: за один и тот же промежуток времени они совершают значительно больше движений, чем собаки других типов.

Однако только по двигательной активности нельзя определить тип ВНД собак. Основное значение для его определения имеет условно-рефлекторная деятельность.

У собак возбудимого типа быстро образуются положительные условные рефлексы и очень медленно вырабатываются тормозные. Поэтому собаки возбудимого типа быстро усваивают все команды, связанные с выполнением каких-либо действий, требующих активного состояния нервной системы (состояния возбуждения), и слабо усваивают команды или действия, в основе которых лежит процесс торможения (например, хождение рядом с дрессировщиком, выдержка в различных положениях и т.д.).

Дифференцировочное торможение у собак этого типа слабое и отрабатывается с трудом. Такие животные (особенно в начале дрессировки) часто "путают" значение различных команд. Особенно трудно у собак этого типа вырабатывается дифференцировка, требующая большого напряжения тормозного процесса (такие действия, как, выборка вещи по запаху, человека по его вещи, выборка нужного следа).

При выработке дифференцировки у собак возбудимого типа можно усилить тормозной процесс. Это достигается регулярными и систематическими упражнениями. Выдержку следует отрабатывать постепенно, "тренируя и накапливая" процесс торможения. Вначале рекомендуется не затягивать выдержку более 3-5с, постепенно доводя ее до нескольких минут. При первоначальной дрессировке на выборку вещи, выборку человека по следу и т. п. не следует производить посыл более 1-2 раз. Со временем количество посылов постепенно увеличивают. К усложнению следа (ввод посторонних следов и углов) можно переходить после того, как собака будет четко "прорабатывать" обычный след. Очень дисциплинирует собаку возбудимого типа отработка таких навыков, как хождение рядом с дрессировщиком, запрещение по команде "фу", выдержка в различных положениях.

У собак уравновешенного подвижного типа (сангвиников) процессы возбуждения и торможения находятся в состоянии относительного равновесия. Наряду с этим для них характерна большая подвижность (легкая взаимозаменяемость одного процесса другим и наоборот), зависящая от действующих раздражителей.

Собаки этого типа отличаются значительной двигательной активностью. Положительные и отрицательные условные рефлексы вырабатываются у них легко и достаточно прочно, имеется хорошее дифференцировочное торможение. Особенно характерна для собак этого типа большая подвижность процессов возбуждения и торможения. Такие собаки наиболее легко поддаются дрессировке, у них хорошо закрепляются положительные и отрицательные навыки, они активны в работе и легко переключаются с одного действия на другое. Дрессировка подвижного типа не требует особых указаний. Лучше всего применять контрастный метод. Однако нельзя забывать, что в процессе дрессировки необходимо придерживаться принципа "от простого к сложному". В противном случае можно " испортить" собаку.

У собак уравновешенного типа (флегматиков), как и у сангвиников, процессы возбуждения и торможения по силе проявления находятся в равновесии. Но в отличии от сангвиников, процесс возбуждения и торможения в нервной системе этих собак малоподвижен (один процесс медленно заменяется другим). Собаки этого типа характеризуются повышенной двигательной активностью. Положительные и отрицательные условные рефлексы вырабатываются у них медленно, но выработанные достигают большой четкости. По поведению многие собаки-флегматики кажутся малоподвижными и вялыми. Дрессировке они поддаются нелегко, но закрепленные навыки оказываются весьма стойкими в работе. При дрессировке собак этого типа от дрессировщика требуются большая настойчивость и терпение. У собак-флегматиков довольно просто воспитать выдержку в различных положениях. Они легко переносят действие сильных механических раздражителей, поэтому при дрессировке можно использовать механический метод. Однако принуждением не следует злоупотреблять.

Для собак слабого типа (меланхоликов) характерны слабые процессы возбуждения и торможения. Поэтому в результате большого напряжения у них легко нарушается нервная деятельность. Некоторые собаки-меланхолики имеют относительную подвижность обоих нервных процессов. Условные рефлексы у них вырабатываются нестойко, однако четкое дифференцировочное торможение возникает сравнительно легко.

Встречаются собаки, для которых при слабости обоих нервных процессов характерна малая подвижность. Условные рефлексы у них нестойки и вырабатываются медленно, дифференцировочное торможение недостаточное.

У собак слабого типа часто наблюдается пассивно-оборонительная реакция, но ее нельзя считать основным признаком слабости нервной системы. Собаки этого типа мало пригодны для дрессировки и использования.

0

2

• Если вашей собаке много лет, и вы собрались ее дрессировать, она все равно начинающая.

• Если не соблюдать при воспитании молодой собаки следующие правила, то при дрессировке возникнут затруднения:

• В воспитании должны принимать участие все члены семьи (читай "стаи").

• Кто бы не занимался со щенком, все должны обучать его по одинаковым правилам.

• Дрессировка щенка - это игра + отдых + работа.

• Заниматься дрессировкой со щенком необходимо не менее 10 минут в день.

• Какие команды молодая собака должна знать: "Ко мне", "Можно", "Тяни", "Дай", "Рядом", "Сидеть", Покажи зубы", "Кто там", "Гуляй", "Лежать", "Место", "Голос", "Фу", "Апорт", "Барьер", "Стоять", "Молчать" или "Тихо".

• Если ваш питомец не выполняет команду "Ко мне", можете считать, что у вас нет собаки.

• Если вы не уверены, что щенок выполнит вашу команду, то лучше ее не подавать, а если подали, то добейтесь любым способом, чтобы он выполнил ее.

• Любую команду необходимо отменять другой командой ("Ко мне" - "Гулять", "Стоять" - "Лежать", "Ко мне" - "Сидеть" и т.д.).

• Любое упражнение, которое выполняет ваш питомец, должно выполняться только так, как на данное время он должен и способен делать. Лучше вообще ничего не делать, чем делать это неправильно.

• 100% - выполнение - 100% подкрепление: положительное - награда, лакомство и т.д.; отрицательное - наказание.

• Если внимание собаки направлено не на Вас, то она будет игнорировать ваши действия и команды. Необходимо максимально возможно привлекать внимание питомца к себе (назвать кличку, просто разговаривать, хвалить, вызывать на игру и т.д.).

• Любая команда произносится только Один раз!

• Все запрещающие команды разучиваются через разрешающие или одновременно.

• Хвалить, ласкать, гладить, давать лакомство необходимо только тогда, когда щенок действительно заслужил награду за свои действия и свое поведение.

• Если ваш питомец что-то делает не так или вообще не делает, то ищите причину такого поведения в себе и в своих действиях! Легче предупредить, чем исправить.

• Все новое начинайте разучивают со щенком в знакомой обстановке, т.е. без отвлечений (дома, на месте прогулок, на дрессировочной площадке).

• Занимайтесь с собакой Везде, где только можно, т.к. при приучении к выполнению упражнений только в определенном месте (например, дрессировочная площадка), собака не будет Вас слушаться в любых других условиях и ситуациях.

Вадим Шайдаpов

0


Вы здесь » Собаки г.Луги » Общий курс послушания. » Дрессировка. <


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно © 2007–2017 «QuadroSystems» LLC